Разделы сайта
Наш опрос
Главные новости
Гости их Голландии в ГПУ
23 года длится дружба государственного педагогического университета имени И. Шамякина с Фондом помощи детям, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС из Нидерландов. В свой нынешний визит голландцы познакомились с историей и учебно - методической базой университета, культурными и образовательными традициями. Во время встречи были определены направления дальнейшего сотрудничества.
Итоги ДОСААФ в Мозыре
В Гомельской области подведены итоги среди организационных структур ДОСААФ, которые готовят водительские кадры для народного хозяйства и силовых структур. Мозырская автошкола уже пятый раз подряд становится победителем. Ежегодно на дороги региона выезжают 1200 водителей, бывших курсантов Мозырского ДОСААФ.
ОАО «Мозырские молочные продукты» - в победителях.
ОАО «Мозырские молочные продукты» приняли участие в международной отраслевой выставке «Продэкспо - 2017», которая проходила 6- 10 февраля 2017 года в г. Москва.
На этом международном форуме определяли победителей в 50 номинациях. В этом году в проекте «Лучший вкус» был представлен ОАО «Мозырские молочные продукты». Победителей этого конкурса определяли путем публичной дегустации (длилась 4 дня) с последующим подсчетом голосов. Все финалисты могут маркировать свой продукт знаком «Лучший вкус». По итогам конкурса дипломами 1 степени отмечены творог «Радуга вкуса» с массовой долей жира 1%, 5%, а также биоряженка жирностью 2,5%. Хочется отметить также, что продукцию с брендом «Радуга вкуса» можно приобрести в торговой сети нашего региона, а также в 12 фирменных магазинах предприятия.
У ЭК "Криничная" есть экономический рост
Экспериментальная база «Криничная» в 2016 году от реализации семян кукурузы выручила 15876 тысяч рублей. Мозырские гибриды можно выращивать во всех климатических зонах нашего государства. Гомельскому аграрному сектору в 2017 году будет поставлено 4800 тонн зерна, а в другие регионы 1700тонн. Несмотря на низкие цены, рентабельность производства семян кукурузы увеличилась с 3 до 12 %.
25 февраля 2017 года в парке культуры и отдыха «Победа»
 25 февраля 2017 года в парке культуры и отдыха «Победа» в 12-00 состоится праздник «Масленица». Что же это за праздник и как его праздновали славяне? Масленица – это древний славянский праздник, сохранившийся до наших дней еще со времен языческой культуры. Изначально ее связывали с днем весеннего солнцеворота. С принятием христианства на Руси Масленица была приурочена к последней неделе перед Великим постом, поэтому дата празднования каждый год стала меняться в зависимости от Пасхи.


  • Войти

  • Войти с помощью:


Погода в Мозыре
Погода в Мозыре
Курсы валют в Мозыре
Полезное
Метки и теги
Архив новостей
Март 2017 (4)
Февраль 2017 (12)
Ноябрь 2016 (1)
Октябрь 2016 (12)
Сентябрь 2016 (14)
Август 2016 (17)
Первый-второй
Быть может
Мозырь: История. с 1155 года и в составе Киевской Руси

На юго-востоке белорусского Полесья, на правом холмистом берегу красавицы реки Припять, там, где она поворачивает русло, медленно и гра- циозно устремляя свои воды к Днепру, расположен один из старейших городов Белоруссии — Мозырь. Земля наша когда-то принадлежала дреговичскому племени и входила в состав древнерусского государства с центром в г. Киеве, явившегося колыбелью трех славянских народов — белорусского, украинского и русского.

Первое упоминание о Мозыре мы находим в летописи 1155 года. Юрий Долгорукий — князь Ростово — Суздальской земли в середине XII века вел борьбу за киевский престол с внуком Владимира Мономаха Изяславом Мстиславичем. Для успеха этой борьбы заключил союз с черниговскими князьями Иэяславом Давыдовичем и Святославом Ольговичем. Завладев Киевом после упорной борьбы, Юрий Долгорукий в благодарность за поддержку, оказанную Святославом, передает ему Мозырь, который к тому времени входил в состав Киевского княжества. По поводу происхождения названия <Мозырь> имеются несколько версий. Считается вероятным происхождение названия города от имени народности мазур. Указывают также на связь с термином <мосыр> — сырость (город расположен в озерной местности припятской поймы).

 

Недалеко от Мозыря проходил по Днепру оживленный древний торговый путь <из варяг в греки> — из Балтийского моря в Черное. Река Припять, впадающая в Днепр немного выше Киева создавала посадскому населению города благоприятные условия для торговли, а, следовательно, и ремесленного производства, укрепления и роста города в целом. Но в условиях феодальной раздробленности, имея столь сильных соседей, как Туров — на западе, Киев — на юго-востоке, Чернигов — на востоке, Мозырь не смог оформиться как центр самостоятельного княжества, а территория Мозырщины стала ареной непрекращающихся феодальных усобиц.

С середины XIV века Мозырь попадает под власть литовских феодалов, затем, после образования в 1569 г. объединенного польско- литовского государства — Речи Посполитой, здесь усиливается влияние польской шляхты. На долгие четыре с половиной столетия город отрывается от русского государства, с которым связан начальный период его истории.

 

В результате раздела Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией в 1793 году Мозырь перешел в состав Российской империи как уезд- ный центр Минской губернии. 22 января 1796 года был утвержден городской герб: в верхней части округленного внизу щита — двуглавый орел, в нижней части — старый городской герб (на голубом фоне черный одноглавый орел с распростертыми крыльями), который был учрежден польским королем Сигизмундом III еще 10 сентября 1609 г. С середины 90-х годов XIX века в городе возникают довольно крупные для того времени промышленные предприятия. Первое из них с несколькими сотнями рабочих открылось в июне 1895 года на территории бывшего женского католического монастыря в пригороде Кимборовка. Это была спичечная фабрика <Молния>. В следующем году начал выпускать продукцию пивоваренный завод, действующий и по сей день. А всего в Мозыре и уезде с 1899 по 1914 год возникло 72 предприятия.

 

Весть о февральских событиях 1917 года в Петрограде оживила относительно спокойную провинциальную жизнь Мозыря. В начале марта в городе были проведены выборы в Советы, большинство в них захватили эсеры. В апреле 1917 года была создана объединенная организация РСДРП.

 

После Октябрьского вооруженного восстания и свержения Временного правительства в городе 11 ноября (24-го по новому стилю) был образован Военно-революционный комитет, во главе которого стал большевик Павлов — солдат 530-го Васильсурского полка. На состоявшемся 22-23 декабря 1917 года VI крестьянском съезде Мозырского уезда ВРК был признан подлинной и единственной властью в уезде. Большевики одержали очень важную для себя победу.

Затем последовали трудные годы гражданской войны, иностранной интервенции. В народной памяти навсегда останутся имена тех, кто с оружием в руках отстаивал на Мозырщине завоевания Великого Октября в годы гражданской войны: русских В. Ковшова и П. Пашкина, украинцев Н. Данилевского и Н. Щорса, латыша 0. Калнина, эстонца А. Кульберга, еврея 3. Шклярмана, белорусов В. Талаша, Н. Лукьяновича, В. Хоружей и многих, многих других. Как вечная благодарность потомков стоит на одном из холмов Мозыря памятник в честь известных и безымянных борцов за власть Советов.

 

Тяжелым испытанием для мозырян стала Великая Отечественная война. 22 августа 1941 года советские войска оставили Мозырь и долгих 875 дней и ночей он находился в фашистском плену. Оккупировав город, гитлеровцы превратили его в свой административный центр — <гебитскомиссариат>, входивший в подчинение Житомирского <рейхскомиссариата>. Несмотря на жестокости фашистского <нового порядка>, мозыряне не склонили головы перед захватчиками. На территории Полесской области развилось мощное партизанское движение. К концу 1943 года здесь сражались с врагами 16 партизанских бригад, объединявших 86 отрядов. Имена Героев Советского Союза полесских партизан: Т. Бумажкова, Ф. Павловского, Г. Токуева, Ф. Малышева стали известны всей стране. Активную помощь партизанам оказывали мозырские подпольщики. Не покорившись врагу, мозыряне сражались и верили, что наступит час освобождения. И этот долгожданный час пришел.

 

14 января 1944 года войска первого Белорусского фронта, поддержанные бойцами Полесского партизанского соединения, освободили г. Мозырь от немецко-фашистских захватчиков. В боях за город 17 частей и соединений Советской Армии получили наименование <Мозырских>. В тех героических днях напоминают нам боевые машины и орудия на постаментах, устремленные в высь обелиски, бетонные и мраморные плиты мемориала Кургана Славы, где покоятся останки бойцов и командиров Советской Армии, полесских партизан, отдавших свою жизнь.

 

Еще гремели на западе орудия, а мозыряне приступили к залечиванию ран, нанесенных городу войной. Огромную помощь в восстановлении народного хозяйства оказали Мозырю трудящиеся г.Ульяновска — родины В.И. Ленина. К концу 40-х годов промышленность города достигла довоенного уровня. В 50-е годы начинает изменяться характер производства мозырских предприятий. Традиционная деревообработка уступает место машиностроению и электротехническому производству. Ремонтно — экскаваторный завод, построенный в 1953 году, переходит на выпуск мелиоративной техники, а в 1958 году выдал первую продукцию кабельный завод. В настоящее время — это ведущие предприятия республики.

В 1958 году открылось движение по новому железобетонному мосту через Припять. Сейчас в стадии завершения строительства еще один мост, соединяющий по обводной дороге левый берег реки с промышленным районом правобережья.

 

С середины 70-х годов в Мозыре вступают один за одним в строй предприятия, которые определяют не только сегодня нашего города, но и его будущее. В декабре 1974 года дал ток первый агрегат Мозырской ТЭЦ. В январе 1975 года начала действовать первая очередь нефтеперерабатывающего завода.

 

В настоящее время в городе насчитывается несколько десятков крупных промышленных, строительных, транспортных предприятий. К некоторым предприятиям мозыряне с гордостью добавляют слово <крупнейший>: крупнейший в нашей стране солевый комбинат, крупнейший в республике порт <Мозырь> и т. д.

 

Изменился в последние годы и внешний облик города. Вырастают новые жилые микрорайоны, благоустраиваются старые районы Мозыря, в которых сохраняются постройки, целые комплексы зданий XVIII-XIX вв. К услугам мозырян и гостей нашего города кинотеатры и библиотеки, Дворцы культуры и выставочные залы, современные гостиницы и музей. В спортивных залах и на стадионах, плавательном бассейне и на гребных базах, профилакториях и базах отдыха, в пионерских лагерях и на туристских маршрутах ведется большая и эффективная работа.

В конце 1987 года население Мозыря перешагнуло 100-тысячный рубеж. У нас есть педагогический институт, музыкальное и медицинское училища, профессионально-технические училища, политехникум, музыкальные и художественные школы. Развитая сеть медицинских учреждений обеспечивает должную заботу о здоровье жителей и гостей нашего города.

 

Пеpиод Киевской Руси

 

Восточной Европе древнерусского государства с центром в г. Киеве. Территория Мозырщины вошла в состав этого государства. Местность, где в настоящее время находится Мозырь была заселена восточно — славянским племенем дреговичей. "А другии седоша Разложение родоплеменных у славян в конце I тысячелетия н. э… привело к созданию в межю Припятью и Двиною и нарекошися дреговичи", говорится в "Повести временных лет". В районе Мозыря на правом, южном берегу Припяти, находятся самые ранние в белорусском Полесье дреговичские курганы. Несколько слов об этом племени. Дреговичи были одним из тех славянских племен, что сыграли решающую роль в образовании белорусского народа. Хотя они по традиции и считаются племенем южного происхождения, однако у некоторых современных исследователей нет твердой уверенности в этом, а некоторые даже относят их к племенам западного происхождения. И все же, летописное упоминание о том, что дреговичи поселились между Припятью и Двиною, указывает, что направление их расселения шло с юга на север. Впоследствии дреговичский "племенной союз принадлежал к числу тех, кто не распался и не исчез в бурном море истории, а постепенно перерос в политическое объединение, которое получило название Туровского княжества. Это было важнейший историческим процессом на белорусских землях от начала их заселении до середины IX века. То, что дреговичи смогли так далеко Проникнуть на север (до самой Двины) может свидетельствовать о раннем, возможно, еще на рубеже нашей эры, появлении этого племени (правильней его предков) на территории Белоруссии, в частности — на ее южных землях. Трудно сказать, где был расположен изначальный племенной центр дреговичей. Навряд ли им являлся Туров, так как летописные и археологические данные говорят о его возникновении только в конце XX века. Именно основание Турова и было выявлением превращения дреговичского племенного союза в Туровское княжество, которое уже являлось территориально-политической единицей. Правда, расположенное в непосредственной близости от Киева, оно долгое время находилось в сфере его политического притяжения и, поэтому, не могло играть в жизни белорусских земель такую роль, какую, например, играло Полоцкое княжество. Теряя свои земли на Двине, Березине и Друте, дреговичи расширили свою территорию в Посожье, Понемонье и Побужье, тем самым на много увеличивая простор Белоруссии. Именно дреговичи, как утверждает белорусский исследователь Николай Ефремович, творили свою историю "без шума и треска", и это их почерк в более поздние необычайно трудные времена потери государственности был усвоен всеми белорусами. В развитие производительных сил у восточных славян, отделение ремесла от сельского хозяйства при существующей уже тогда частной собственности на средства производства, в том числе и на земли, явилось причиной роста отдельных поселений и превращении их в города, которые становились центром ремесленной торговой деятельности населения. Очевидно, так было и с Мозырем. На месте укрепленного дреговичского городища вырос сам город, хотя его население долгое время продолжало быть тесным образом связано с сельским хозяйством.

 

По поводу происхождения названия ''''Мозырь" не существует до сих среди ученых и краеведов единой точки зрения. Имеются версии как легендного, так и научного характера. О легенде, поведанной нам М. Шпилевским, мы рассказывали читателям ранее. Теперь остановимся на научных версиях.

 

Согласно наиболее обоснованным на нынешний день объяснениям термина "Мозырь", как считают белорусские исследователи В. Жучкевич и А. Рогалев, (хоть с некоторыми сомнениями), его истоки следует связывать с названием этнографической группы западно-славянского (польского) населения — мазурами. Исследования последних лет свидетельствуют об этнических контактах между восточными и западными славянами еще в IIХ-XI веках. В XI-XII веках активизируются торгово-экономические, политические и культурные связи западных славян с населением Белоруссии. По всей вероятности, в это время и закладываются возможности для проникновения к нам географических названий от этнического термина "мазуры". Например, дер. Мазуры (Ельский р-н), Мазурки (Ляховичский р-н), Мазурщина (Светлогорский р-н) и др. Эти подобные им географические названия могли возникнуть только при наличии определенных групп польского населения, либо отдельных переселенцев в указанных регионах. Слабое место этой версии в том, что этническое название "Мазуры" встречается в письменных источниках только с XV века. Отсюда вытекает, что название, родственное мазурам, могли появиться на территории Белоруссии не ранее этого: времени. Но ведь не обязательно все эти названия, относить к VII-XII векам. Продолжая эту версию, хочется отметить, что Мазуры были одной из самых многочисленных этнических групп Польши. Они издавна заселяли землю Мозовшан на северо-востоке Польши. Русские князья ходили в эту землю военными походами еще в XI веке. Но тогда было известно только название "мозовшаны". Киевские дружины приводили обычно, из походов пленников, которые затем расселялись на окраинах Киевского княжества. А поскольку путь на мазовецкие земли пролегал по Припяти, то вполне вероятно, что мозовшаны могли осесть на постоянное место жительства в некоторых районах белорусского Полесья еще в XII веке. Не будем в том случае, сбрасывать со щитов и возможность создания поселения на приглянувшемся холмистом берегу Припяти частью мозовшан при возможной миграции этого племени на постоянное место жительства в Польшу.

 

А.Рогалев выдвигает еще одно предположение относительно происхождения нашего города. В языках тюркских есть слова "Мазар", "Мосар", или "Мазор", что в переводе может означать "древние захоронения, курганы, холмы." Мозырь раскинулся на возвышенностях среди болот и топей Полесской равнины, поэтому объяснения названия Мозыря от слова "мосар" и др., мотивируются особенностями географического ландшафта. Согласно описанию, еще и во второй половине XIX века большая часть Мозырского уезда представляла собой непроходимую болотистую низменность. Только часть левого берега Припяти, а также местность вокруг Мозыря и Турова были пригодны для обитания из-за возвышенности этих мест. В других частях этого региона поселения находились одно от другого на расстоянии десятков верст и были обречены временами на разрыв в течении продолжительного срока любых отношений между собой, особенно в период паводка. Однако, люди, казалось, наперекор здравому смыслу с древнейших времен населяли белорусское Полесье; и налаживали между собой устойчивые связи. Они обживали Полесье, как; и другие районы, с помощью водных путей — самых древних линий .коммуникаций. В этой старинной системе путей немалую роль играли волоки. А.Рогалев неспроста подчеркивает эту особенность, т.к. считает, "мосар", с помощью которого раскрываются некоторые географические понятия, обозначало не просто болото, болотистую низину, лощину. Это слово, по мнению ученого, очень напоминает слова "мосер" или "мосьер", который на языке народов коми имеет значение: волок, путь по водоразделу, лощина.

 

В. Жучкевич допускает также происхождение названия "Мозырь" от некоторых слов древнескандинавского языка, например: "масур" или "мосыр", — которые по звучанию схожи с именем нашего города. В конце первого начале второго тысячелетия многие торговые города Киевской Руси, — скандинавские саги называли Русь страной Гардарик, т.е. "царством городов", — должны были сами взять на себя защиту своей торговли и торговых путей. "С этой минуты они начали вооружаться, опоясываться стенами, вводить у себя воинское устройство, как утверждал В.О. Ключевский, — запасаться ратными людьми. Так, промышленные центры, склады товаров, превращались в укрепленные пункты, вооруженные убежища." По всей вероятности, Мозырь, являясь одним из торговых пунктов на, знаменитом водном пути древности "из варяг в греки", разделил эту судьбу. Вверх по течению Припяти в районе Загорин и Лучежевич, и вниз — у деревень Акуяинка и Стрельск находились когда-то сторожевые посты, охранявшие речные подступы к городу. Не обошлось здесь без варягов (в Западной Европе их называли по-разному: норманны, викинги, даны). В Х-XI веках эти варяги постоянно приходили на Русь или с торговыми целями, или по зову русских князей, набиравших из них свои дружины.

 

"Повесть временных лет" определяет варягов как жителей Северной Европы, обитавших преимущественно по берегам Варяжского (Балтийского) моря: шведов, норвежцев, датчан, готов, ангелов. Многие из них оставались здесь навсегда, женились на славянских женщинах, дети их были уже полу варягами, внуки — совершенными славянами, т.е. пришельцы ассимилировались среди местного населения, и, вполне естественно, что какая-то часть языковой культуры варягов передавалась аборигенам Полесья. Вероятно, часть охранников дружины, затем превратившихся в постоянных жителей поселения на одном из холмов живописного правобережья Припяти, были варягами. Те слова, о которых говорилось выше: "масур", — клен и "мосыр", — сырость, из древне-скандинавского языка. Если несколько вольно трансплантировать значение указанных слов в название нашего города, то название "Мозырь" можно перевести так: "Город под кленами" дуги "Сырое Место". Болотистая местность припятской поймы, обилие заток, стариц, мелких речушек обращает наш взор к слову "мосыр". Но если учесть, что старое городище на Кимборовке до сих пор окру-жено кольцом из кленов, да и в окрестностях Мозыря эти красивые, бросающиеся в глаза своим неповторимым нарядом в начале осени деревья не редкость, то становится трудно отдать предпочтение какой-либо из других вещей. А вы, дорогие читатели, можете принять любую понравившуюся из всех описанных выше. Может быть, когда-нибудь, научные поиски приведут нас к единому решению проблемы о происхождении названия нашего города, а пока, и в этом особая прелесть распутья: нам есть из чего выбирать.

 

И вот наступил момент "официального" рождения Мозыря. Наконец мы встречаем первое упоминание нашего города в историческом письменном источнике — знаменитой "Повести временных лет", в ;ее Ипатьевском списке: "Тогда же Гюрги(Юрий) иде на онем (встречу) с Изяславом Олеговичем и тут сношася (сошлись) в Лаутавы. Тогда же Гюрги выда (отдал) Изяславу Корческ, а Стославу Святославу) Ольговичу Мозырь и ту суладивъся (уладившись) с нима иде в свой Киев", запись эта указывала на 1663-й год со дня сотворения мира (именно так велось летоисчисление в Древней Руси) или на 1155 год от рождения Иисуса Христа, что соответствует принятому нами отсчету времени.

 

Юрий Долгорукий (Гюрги), князь Ростово-Суздальской земли, в середине XII века ведет борьбу за великокняжеский Киевский престол с внуком Владимира Мономаха Изяславом Мстиславовичем и для успеха этой борьбы заключает союз с черниговскими князьями Изяславом Давидовичем и Святославом Олеговичем, великий князь делает последнему действительно по-царски щедрый подарок — передает во владение черниговскому князю Мозырь, который к тому времени входил в состав Киевского княжества. После смерти Юрия, последовавшей 15 мая 1158 года, Мозырь опять переходит к Киеву, поскольку уже в 1159 году киевский князь Изяслав Давидович, сменивший Юрия Долгорукого, вновь отдает город своему брату. "… И после къ брату Святославу к Чернигову, а дай Мозырь и Чечерекъ." Вот этот частый переход Мозыря из одних княжеских владений в другие свидетельствовал, с одной стороны, о нестабильности политической власти, раздробленности и не прекращающих усобицах в древнерусском государстве, с другой стороны о слабости города, который в середине XII века представлял собой небольшое торгово-ремесленное поселение.

 

Мозырь удачно располагался географически. Недалеко на востоке проходил по Днепру оживленный торговый путь древности "из варяг в греки" из Балтийского моря в Черное (мы уже упоминали его ранее). Река Припять, как крупнейший приток Днепра, впадающая в него немного выше Киева, создавала посадскому населению нашего города благоприятные условия для торговли, а, следовательно; и ремесленного производства (что подтверждается археологическими данными), укрепления и роста города в целом. Но в условиях феодальной раздробленности, имея столь сильных соседей, как Туров — на западе, Киев — на юго-востоке, Чернигов — на востоке, Мозырь, по-видимому, не смог оформиться как центр самостоятельного княжества, а территория Мозырщины стала ареной непрекращающихся княжеских усобиц. Часто над городом вставали дымы пожарищ — не всегда мирно, как в случае первого упоминания в летописи, он переходил из одного владения в другое. Правда, И.Зеленский, ссылаясь на игумена Анатолия, указывает, что на территории бывшей Минской губернии в конце XII начале XIII веков существовало 14 княжеств, в том числе и Мозырское. На наш взгляд, если такой факт и имел место, то он не мог быть продолжительным.

 

В 1170 году возле Мозыря произошла вооруженная стычка между князьями Рюриком, Давидом Ростиславовичем и Михаилом Юрьевичем. Первые были союзниками Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого, который вел борьбу из-за Новгорода с киевским князем Мстиславом Изяславом Волынским. А Михаил Юрьевич держал сторону киевского князя, попеременно находился в зависимости от враждующих, более сильных княжеств. Эти и подобные события, о которых будет рассказ впереди, объясняют появление маленького продовольственного склада на поселении в виде корчаги, наполненной просом, о находке которой мы говорили в предыдущей главе: жители Мозыря не испытывали уверенности в дне завтрашнем.

 

С конца XII века на Мозырщине появляются и литовские Князья со своими дружинами. Так, например, П. Шпилевский, ссылаясь на летопись Нарбута, сообщает, что в 1174 году Мозырь был захвачен литовским князем Скирмунтом. Об этом же событии говорится в журнале " Университетские известия"(Киев, N 6, 1901 год) : "После поражения хана Балаклая у Кайданова — Скирмунт занимает Мозырь, Чернигов, Стародуб, Карачев. По другим данным князь Эрдвин захватил от Вилеи до Мозыря все княжества русские. Литовские феодалы стремились подчинить своему влиянию земли по среднему течению реки Припять, но в 20-е годы XIII столетия у них появляется грозный соперник — татаро-монголы.

 

Осуществляя волю феодальной знати, Чингиз-хан, став повелителем монголов в 1203 году, двинул Огромные орды на ближние и даль-не народы, стремясь создать великую державу, границы которой простирались бы до придела, "куда ступит копыто монгольского коня". Продвигаясь в западном направлении, покорив Среднею Азию и Закавказье, татаро-монголы силами двух туменов, под командованием Субудая и Джабэ, через Дербентский проход вышли в половецкие степи. В 1223 году на реке Калке они нанесли сокрушительное поражение объединенным силам половецких ханов и русских князей. Затем вновь ушли на восток, запомнив, что там, где они побывали, лежит богатая, ослабленная взаимной враждой феодалов земля. Татаро-монголы начали серьезную подготовку к большому походу на Русь. Одним из важнейших слагаемых побед этих завоевателей над другими народами была хорошо организованная разведка. И в течение последующих после Калки почти полутора десятков лет разведывательные отряды татаро-монголов не раз посещали русские земли, еще и еще раз убеждаясь в том, что князья не извлекли уроков из поражения 1223 года. По прежнему личные амбиции больших и малых правителей преобладали над интересами общегосударственными. По всей вероятности, один из конных разведывательных отрядов татаро-монголов появился под Мозырем четыре года спустя после битвы на реке Калке. В 1227 году он нанес поражение совместной дружине литовцев и мозырян, захватиал, разграбил и сжег город и его окрестности. И снова более десяти лет на Мозырщине ничего не было слышно о страшных всадниках. Но вот настал 1241 год. Внук Чингиз-хана Бату после захвата и разрушения Киева-матери городов русских, — двинул свою огромную орду на запад, в Венгерскую долину, стремясь дать отдых воинам и корм коням. А вот один из отрядов этой орды, под командованием ханов Каюна и Кайдана (первый был племянником Батыя) по льду замерзших Днепра и Припяти в январе подошел к Мозырю. "Тропка" эта татарам была уже известна. Город, в который раз в своей истории, был захвачен и разрушен. На этот раз удар Мозырю был нанесен с такой силой, что не скоро удалось ему оправиться от этого потрясения.

 

Археологические находки конца XIII- начала XIV веков на Мозырском городище очень редки и фрагменты. Видимо, жизнь на этих холмах тогда еле-еле теплилась. Оставшееся в живых жители города, напуганные жестоким итогом завоевателей, разбрелись и попрятались в дебри полесских лесов, топи болот. Монголо-татарское владычество на Мозырыцине оказалось не долговечным. Наша земля нашла в себе силы отомстить за раны, ей нанесенные. В 40-е и 50-е годы XII века, стремясь собрать побольше дани с местного оставшегося населения в междуречье Припяти и Днепра, татаро-монгольские отряды занимались повальным грабежом. Но вот в 1259 году, предводитель одного из таких отрядов, уже знакомый нам хан Кайдан (его отряд до-ходил до Давид-Городка и побывал даже западнее Минска, судя по топониму "Кайданов курган" и гор. Кайданов), расположил свой стан недалеко от устья Припяти. Литово-белорусские дружины, незаметно, лесами подкрались к этому стану, неожиданно напали на него и уничтожили.

 

Вот так описывают это событие летописи: "А сам Тропят з Лобардом и з Писимонтом братами, зобравши новгородное, полеское, литовское, стародубское, черниговское и туровское все рицерчтво рушились заразом противно татаров у Мозыру, Святослав киевский, Семион Михайлович друцкий, Давид Михайлович луцкий и волынский княжата за всеми войсками особами своими прибыли им на помочь уважаючи от татар небязпечность злучившися веслом тым охотней до обозу тягнуты где сам царь (Кордан) лежал за Мозырем над рекою Окуневскую. Там же битву, сошедшихся, окрутную сточили з обусторон, которая з поранку ажъ до вечера трвала; наостаток татаре уцекаты начали и Русь тым смелей разогнанных и уцекаючых татаров били, громили, секли, кололи, в реках топили, наголову оные великие войска нагайские, крымские, под рекою Окуневкаю паразили. Сам царь Кордан в малой дружине ледзве уцекал до своей земли, а литва и русь полоны забрали и з великим и славным звитязтвом до своих сторон вернулися". Такая же участь постигла и другие отряды грабителей. С этого времени на Мозырьщине начинает усиливаться влияние Литвы. Хотя наш край является свидетелем татарских набе-гов на литовские земли в 1275, 1315 годах, хотя эти набеги наносили тяжелый урон хозяйству края, но короткому и жесткому татаро-монгольскому хозяйничанью на этих землях уже был положен конец.

 

Во время коротких мирных передышек Мозырь, как сказочная птица Феникс, восставал из пепла, отстраивался упорным трудом его жителей и не смотря ни на что, город продолжал жить. К сороковым годам XIV века мозырщина окончательно вошла в состав Великого жества Литовского. Это, вероятно, случилось при князе Ольгерде сыне Гедеминаса. Хотя в списке русских дальних и ближних, который М.Н. Тихомиров датирует не ранее 1387- не позднее 1406 годами, Мозырь указывается как Киевский. На четыре с половиной столетия; город отходит от русского государства, с которым связан начальный период его летописной истории.

 

Культура Древней Руси, в состав которой в ХI-ХIII веках входил Мозырь, развивалась на основе традиций предшествующего периода. Видное место в культурной жизни народа занимала религия. После начала перехода в конце 10 века от язычества к христианству, официальной религией господствующего класса феодалов становится православие. С распространением влияния православной церкви связано и появление на Руси школ. Первые школы на Мозыршине создавались при православных церквях. Их появление относится ко времени древней Туровской епархии, возникшей, как утверждает И. Зеленский, в начале XII века. Но Н.Ермолович относит создание епископата в Турове где-то к 991-992 годам, т.е. одного из первых на белорусской земле. В указанных школах преподавались чтение, письмо, изложение первона-чальных догматов религии на славянском языке.

 

Зарождение, развитие культурных и просветленных начал на Мозырщине связано с именем видного писателя, публициста и церковно-политического деятеля Кирилла Туровского (около 1130-1192 гг.). Родился этот человек в богатой семье и получил прекрасное для своего времени образование. Впоследствии стал епископом Туровским. Круг интересов Кирилла Туровского был чрезвычайно широк. Он выступал против остатков язычества, критиковал отрицательные стороны быта, монахов, обращался к философии и т.д.

 

Например, Кирилл Туровский одним из первых в русской средневековой философии разрабатывал учение об опытном, естественном расхождении разума . Его доказательства оригинальны и даже неожиданны. Он утверждал, что тело первично по отношению к душе, потому что в такой последовательности они сотворены. Отсюда знание духовного невозможно без знания телесного. В такое же соотношение по аналогии становится и порядок познания мира: сначала познается "строение дивных божественных созданий", затем сущность-бог. Человек, как и все сотворенное, не совпадает с богом, и разум его и, производный от вещей. А в самом человеке разум опирается на показания "человеческих уд" слуха, зрения, обоняния, вкушения, осязания и "нижняя теплоты свидетельства" (эмоции). "Съглядение" вещей и в конечном опосердует веру, без чего она не содержательна. Его сочинения, написанные доступным языком (Прозвище Кирилла Ту-ровского было " русский Златоуст"), насыщенные мотивами народного творчества и иллюстративным материалом, взятым из мира природы, являются и самобытными документами; "Притча о человеческой души и телеси", "Послание к Василию игумену Печерскому", "О белоризце человеце и множестве" пользовались в то время большой попу-лярностью. Его деятельность имела важное значение для всех славян-ских народов, а произведения, написанные им, широко известны за пределами западных земель Руси.

  • Комментарии [0]
  • Просмотров: 18 377 |
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.